Техники логопедической работы с детьми

В коррекционной работе с детьми я активно использую такие техники логопедической работы, как:

 

Самомассаж лицевой и пальцевой мускулатуры.

 Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией. Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом. Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц. В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

Артикуляционная гимнастика:

  1. улучшает кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

  2. улучшает подвижность артикуляционных органов;

  3. укрепляет мышечную систему языка, губ, щёк;

  4. уменьшает спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Дыхательная гимнастика.

Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.

Пальчиковая гимнастика.

 В процессе логопедической работы была выявлена необходимость развития мелкой моторики в целях повышения эффективности коррекционной работы с детьми-логопатами. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребенка.

У детей при ряде нарушений речи отмечается общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев, выраженные в различной степени, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

Песочная терапия способствует:

  1. совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

  2. обогащению словарного запаса;

  3. развитию связной речи;

  4. побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;

  5. развитию фантазии и образного мышления.

При играх с песком снижается уровень мышечной зажатости, психоэмоционального напряжения, происходит обогащение игрового опыта и, как следствие, творческой активности и самостоятельности в игре, у детей развивается способность к симпатии; формируется умение оказывать поддержку, помощь, проявлять внимание, заботу, участие, развиваются навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций.

Театрализованная деятельность.

Активно использую в своей работе театрализованную деятельность, которая помогает решить спектр коррекционных задач:

  1. создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;

  2. совершенствование лексико-грамматических средств языка;

  3. совершенствование звуковой стороны речи;

  4. развитие диалогической и монологической речи;

  5. эффективность игровой мотивации детской речи;

  6. взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

  7. сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;

  8. создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;

  9. приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

Вверх